С какого возраста можно использовать автокресло?
Фактически кресло можно использовать с рождения — уже из роддома малыша безопаснее всего везти в автолюльке группы 0/0+. Но родители часто спрашивают, со скольки можно автокресло ребенку и не рано ли сажать малыша в переноску.
Современные люльки и переноски группы 0+ разработаны специально для новорожденных: у них есть анатомический вкладыш, поддержка головы и шеи, глубокие борта, крепление против хода движения. Они рассчитаны на вес до 10–13 кг и рост примерно до 75–80 см. В таком детском автокресле тело ребенка фиксируется правильно, а нагрузка распределяется по всему корпусу.
Важно, чтобы система соответствовала возрасту ребенка, его росту и весу. Если малыш перерастет люльку раньше «паспортных» сроков, стоит заранее планировать переход в следующую группу, а не продолжать возить его в тесной модели.
До какого возраста автокресло обязательно по закону?
Главный юридический вопрос: до какого возраста автокресло обязательно для ребенка по российскому законодательству?
Согласно действующей редакции ПДД РФ, все дети возрастом младше 12 лет должны перевозиться с использованием детских удерживающих систем (ДДУ) и/или штатных ремней безопасности, в зависимости от возраста ребенка и места в салоне.
По российскому закону схема выглядит так:
● до 7 лет — только ДДУ (люлька, кресло или бустер) и на переднем сиденье, и на заднем;
● от 7 до 11 лет включительно —
○ на переднем сиденье легкового автомобиля — только ДДУ;
○ на заднем сиденье — можно использовать ДДУ или пристегнуть ребенка ремнями безопасности автомобиля;
● с 12 лет ребенок приравнивается к взрослому пассажиру и формально может ездить без ДДУ, только пристегиваясь штатным ремнем.
Однако с точки зрения безопасности имеет значение не только, какого возраста ребенок, но и его рост и вес. Специалисты рекомендуют использовать ДДУ до тех пор, пока параметры малыша не достигнут примерно 150 см и 36 кг: только тогда диагональная лямка ремня безопасности будет проходить по плечу, а не по шее.
Родителям важно ориентироваться не только на букву закона, но и на физическое развитие ребенка: двое детей одного возраста могут сильно отличаться по параметрам, и один в 11 лет уже безопасно пристегивается ремнем, а второй даже в 13 продолжает нуждаться в кресле или бустере.
Краткая таблица: где и как можно возить детей
|
Возраст ребенка |
Где сидит |
Что требуется по ПДД |
Комментарий по стандартам безопасности |
|
0–6 лет 11 месяцев |
Переднее сиденье |
Только ДДУ (люлька/кресло/бустер) |
Подушка безопасности спереди должна быть отключена, особенно для люлек и кресел против хода движения. |
|
0–6 лет 11 месяцев |
Заднее сиденье |
Только ДДУ |
Самый безопасный вариант — полноценное детское кресло с боковой защитой. |
|
7–11 лет включительно |
Переднее сиденье |
Только ДДУ |
Даже если по росту ребенок близок к взрослому, спереди до 12 лет — только кресло или бустер. |
|
7–11 лет включительно |
Заднее сиденье |
ДДУ или штатные ремни |
Безопаснее все же использовать детские кресла или бустеры, пока ребенок ниже 150 см. |
|
12+ лет |
Любое пассажирское место |
Штатные ремни |
Рекомендовано продолжать использовать ДДУ, если рост/вес еще не достигли «взрослых» параметров. |
Как нельзя возить детей?
Даже если формально правила перевозки детей соблюдены, есть способы перевозки, которые создают серьезный риск и подпадают под нарушение правил перевозки:
● На руках у взрослого. При резком торможении или боковом ударе взрослый физически не удержит ребенка, а собственным телом только усилит травму.
● Пристегнув ребенка вместе со взрослым одним ремнем безопасности. В этом случае нагрузка придется на тело взрослого, а ребенка буквально «выдавит» из-под ремня.
● На подушках, пледах и самодельных подставках вместо сертифицированного детского кресла или бустера. Такие решения не относятся к ДДУ, по ним уже были разъяснения ГИБДД, и они трактуются как перевозка без кресла.
● С расстегнутыми или неправильно проложенными ремнями: лямка на шее, ремень проходит за спиной, «под руку», ребенок выскальзывает из ремня безопасности.
● В машине, где на нужном месте отсутствуют ремни безопасности. Формально ПДД разрешают перевозку детей на сиденье без ремней безопасности, но с точки зрения безопасности это крайне рискованный вариант.
Также нельзя возить ребенка младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла и в кузове грузовика — это прямо запрещено ПДД.
Штрафы за отсутствие детского кресла или непристегнутого ребенка
За нарушение требований к перевозке детей предусмотрена отдельная ответственность по статье 12.23 КоАП РФ.
Размер штрафа:
● для водителя-физлица — 3000 рублей;
● для должностных лиц (например, руководителя такси-парка) — 25 000 рублей;
● для юридических лиц — до 100 000 рублей.
Причем штраф можно получить не только за отсутствие детского кресла, но и за ситуацию, когда ребенок сидит в кресле, но не пристегнут встроенными или штатными ремнями — это тоже нарушение правил перевозки.
Какие автокресла разрешены для перевозки детей?
ПДД не перечисляют модели, но требуют, чтобы использовались детские удерживающие устройства, соответствующие весу и росту ребенка и имеющие обязательную сертификацию.
К законным вариантам относятся:
● автолюльки группы 0/0+;
● классические кресла групп 1, 2, 3 и комбинированные 0+/1/2/3;
● сиденья-бустеры без спинки с направляющими для ремня безопасности.
Все они представлены в виде разных типов детских кресел и детских автокреслах комбинированных групп, но ключевой критерий — наличие маркировки стандарта безопасности (ECE R44/04 или R129 i-Size), вшитый ярлык и инструкция на русском языке.
Сомнительные «адаптеры ремня», подушки и текстильные треугольники, к которым просто пристегивается штатный ремень, в перечень не входят и не считаются ДДУ — за их использование штраф тот же, что и за полное отсутствие системы.
Сертификаты и стандарты безопасности
Чтобы понять, какое кресло можно использовать, достаточно посмотреть на ярлык:
● ECE R44/04 — классический европейский стандарт для детских кресел, где модели делятся по весу ребенка (0–36 кг);
● R129 (i-Size) — более современный стандарт, который привязан к росту, а не только к весу, и предполагает обязательные краш-тесты на боковой удар.
Любое детское кресло или автолюлька в каталоге CrazyMamas имеют действующую сертификацию и успешно проходят независимые испытания — это принципиальное требование сервиса аренды.
Бустер вместо автокресла: когда можно и в чем разница?
Отдельный вопрос: со скольки лет можно переходить на бустер и может ли он полностью заменить кресло?
Бустер — это сиденье-подкладка без спинки, которое приподнимает ребенка и помогает правильно провести штатный ремень по плечу и тазу. При этом:
● по ПДД использовать его можно для детей от 7 до 11 лет на заднем сиденье легкового автомобиля, а также для детей старше, если позволяет вес и рост;
● по рекомендациям экспертов и краш-тестам, лучше переходить на бустер, когда ребенок уверенно сидит, весит не менее 22 кг, а спинка полноразмерного кресла уже находится на пределе высоты.
Но нужно учитывать, что у бустера нет боковой защиты головы и туловища. При боковых ударах он защищает только от неправильного положения ремня безопасности, а не от удара дверью. Поэтому для маленьких детей возрастом 4–5 лет и при частых поездках по трассе безопаснее оставаться в кресле со спинкой.
Стандартные «адаптеры» без жесткого основания (треугольники, мягкие накладки) использовать нельзя: формулировка об «иных устройствах» уже исключена из ПДД, и они не считаются ДДУ.
Куда установить детское кресло: переднее или заднее сиденье?
С точки зрения закона важно, на каком месте сидит ребенок (переднем или заднем), а с точки зрения безопасности — где риск минимален.
● Самое безопасное место — среднее заднее сиденье, если там есть полноценный трехточечный ремень безопасности и крепления Isofix.
● На боковых местах заднего сиденья тоже безопасно, при условии корректной установки.
● На переднем сиденье выше риск переднего удара и срабатывания подушки безопасности, а также выше вероятность отвлечения водителя.
По ПДД:
● до 7 лет ребенка можно возить и спереди, и сзади, но только в ДДУ;
● от 7 до 11 лет спереди — только в кресле или бустере, сзади — допускаются и ДДУ, и ремни безопасности;
● ребенок старше 7 лет на заднем сиденье может быть пристегнут без кресла, но CrazyMamas рекомендует не спешить с отказом от кресла до 150 см роста.
Поэтому оптимальный сценарий — ставить детские кресла именно на заднем сиденье.
Как закрепить детское кресло?
Способ крепления напрямую влияет на безопасность. Сегодня используются два основных варианта:
- Isofix / Latch
Кресло жестко фиксируется к кузову автомобиля с помощью металлических скоб; иногда дополнительно используется верхний якорный ремень Top Tether.
○ Такой вариант снижает риск ошибок при установке.
○ Подходит не для всех машин, но в новых авто крепления Isofix обязательны.
- Штатным ремнем и ремнями безопасности автомобиля
Кресло или люлька удерживаются в салоне с помощью штатного ремня (или несколькими).
○ Универсальный вариант: подойдет почти к любой машине, но требует внимательного протягивания ремней безопасности через направляющие.
При фиксации штатным ремнем важно следить, чтобы:
● лямки нигде не перекручивались;
● ремень безопасности проходил через все указанные в инструкции точки;
● ребенок был пристегнут либо внутренними ремнями кресла, либо самим штатным ремнем автомобиля, если кресло рассчитано на такую фиксацию.
Идеальное кресло подбирается по весу и росту ребенка: одно и то же изделие может корректно работать в нескольких весовых группах, но только при соблюдении всех настроек.
Типичные ошибки при выборе и установке автокресел
Даже качественное детское автокресло можно превратить в бесполезный аксессуар, если неправильно его выбрать или закрепить. Частые ошибки:
● Покупка «на вырост» — кресло большой группы, в котором ребенок «болтается». В младшем возрасте важно, чтобы ремни проходили строго по корпусу, а голова не «утопала» между боковин.
● Использование кресла, не соответствующего возрасту и весу: например, крупный школьник в люльке или малыш в бустере.
● Установка кресла по ходу движения, когда по инструкции оно должно стоять против хода (актуально для младенцев).
● Перенос б/у кресел с неизвестной историей ДТП: даже небольшое аварийное воздействие может критически ослабить каркас.
● Ослабленные ремни — когда ребенок сидит в детском кресле, но ремни легко тянутся и образуют петли.
● Использование толстых комбинезонов, из-за которых ремни не прилегают к телу.
С точки зрения ПДД все это также может трактоваться как нарушение правил перевозки, даже если формально ребенок сидит в кресле.
Частые вопросы родителей
1. До скольки кг автокресло?
Единого ответа не существует, т.к. каждое кресло имеет свой диапазон.
Классические группы:
● 0/0+ — до 10–13 кг;
● 1 — 9–18 кг;
● 2 — 15–25 кг;
● 3 — 22–36 кг;
● комбинированные 0+/1/2/3 — от рождения до 36 кг.
Главное — не выходить за верхнюю границу веса и роста, указанную в инструкции.
2. Можно ли ставить автокресло спереди?
Формально можно ставить автокресло спереди, по ПДД это разрешено для детей до 12 лет, если используется ДДУ, соответствующее весу и росту ребенка.
Но важно:
● отключить переднюю подушку безопасности, если кресло установлено против хода;
● учитывать, что место переднего пассажира — одно из самых опасных;
● маленьких детей лучше перевозить на задних сиденьях, даже если формально можно поставить кресло на переднем сидении.
3. Со скольки лет можно использовать бустер вместо автокресла?
Имеет значение рост и вес.
● минимальный возраст — около 4–5 лет, когда ребенок уже устойчиво сидит и весит примерно 18–22 кг;
● по ПДД допускается использование бустера для детей 7–11 лет и старше, при условии соблюдения весовых ограничений кресла;
● ремень должен проходить через плечо, а не через шею, и через таз, а не через живот.
И даже в этом возрасте самым безопасным решением остается полноразмерное кресло с высокой спинкой.
4. Каких детей можно возить без автокресла?
По ПДД РФ можно возить без детского автокресла:
● детей от 7 до 11 лет включительно — на заднем сидении, пристегнув штатными ремнями;
● детей от 12 лет — на любом месте, при условии, что они пристегнуты ремнями безопасности.
Но если рост ниже 150 см и вес меньше 36 кг, специалисты все равно рекомендуют использовать кресло или бустер, даже если ребенок формально считается «по закону» взрослым пассажиром.
Детское автокресло в аренду: когда удобно брать?
Многие семьи уже оценили преимущества аренды. В CrazyMamas вы можете взять детское кресло на нужный срок, а потом без лишних хлопот вернуть его.
Плюсы аренды:
● Экономия
Дети быстро растут: за первые 12 лет жизни может смениться 2–3 группы детских кресел. Покупка каждой новой модели — это серьезные расходы, тогда как аренда позволяет платить только за фактическое время использования.
● Только проверенные модели
В каталоге CrazyMamas представлены сертифицированные кресла известных брендов: Britax Römer, Maxi-Cosi, Chicco, Siger, Zlatek и другие.
● Полное обслуживание
Перед каждой арендой кресла проходит профессиональную санитарную обработку и осмотр конструкции.
● Возможность «примерить» кресло к машине и ребенку
Вы можете взять кресло на короткий срок и понять, подходит ли оно по габаритам салона, штатным ремнём, креплениям Isofix и ребенку — по посадке и комфорту.
● Нет проблемы хранения
Не нужно выделять место дома для старых детских автокресел, из которых ребенок уже вырос.
Если вы планируете семейное путешествие, визит родственников с детьми или просто хотите сначала попробовать модель в деле, аренда — самый выгодный вариант.
Выбор CrazyMamas: популярные модели автокресел в аренду
Для новорожденных и малышей (группа 0+)
Maxi-Cosi Rock — современная люлька группы 0+ (0–13 кг), рассчитанная на детей с рождения примерно до года. Кресло устанавливается против хода движения, может крепиться как с помощью Isofix-базы, так и ремнями безопасности автомобиля.
Модель имеет развитую боковую защиту, мягкий вкладыш для новорожденного и удобный капюшон от солнца. Небольшой вес делает переноску удобной, а совместимость с шасси многих колясок превращает Rock в универсальное решение «из дома в машину и обратно».
Автолюлька Britax Römer Baby-Safe рассчитана на младенцев до примерно 13 кг и прекрасно подходит для первых месяцев жизни. Глубокая чаша, энергоемкие материалы и продуманная боковая защита создают безопасное пространство вокруг малыша, а анатомический вкладыш удерживает голову и спину в правильном положении.
Люлька устанавливается против хода движения, крепится штатным ремнём или на базе, а продуманная ручка позволяет удобно переносить ребенка, не тревожа его сон.
Для детей 1–7 лет (группы 1/2)
Britax King II — кресло группы 1 (9–18 кг) для детей возрастом примерно от 9 месяцев до 4 лет. В нем ребенок фиксируется внутренними пятиточечными ремнями, а само кресло крепится ремнем безопасности автомобиля.
Особенность модели — удобная система натяжения ремня и наклона корпуса: спинка чуть отходит вперед, чтобы взрослому было проще протянуть штатный ремень, а затем возвращается назад, автоматически подтягивая фиксацию. Несколько положений наклона и регулируемый подголовник помогают выбрать комфортное положение для сна и бодрствования.
Siger Kokon Isofix — кресло группы 1/2 (9–25 кг), рассчитанное на детей примерно от 1 до 7 лет. Оно устанавливается по ходу движения, фиксируется системой Isofix в сочетании с якорным ремнем и, при необходимости, дополнительно штатным ремнем автомобиля.
У кресла выраженная боковая защита, глубокое посадочное место и внутренние ремни, которые позволяют надежно зафиксировать ребенка. По мере роста малыша внутренние ремни убираются, и ребенка пристёгивают ремнем безопасности, как в кресле старших групп.
Zlatek Cruiser Isofix — универсальное кресло весовой группы 0+/1/2/3 (0–36 кг), которое подойдет ребенку от рождения до 10–12 лет. Оно может устанавливаться как против хода движения (для младших детей), так и по ходу, имеет поворотный механизм и крепится системой Isofix с возможностью дополнительной фиксации ремнями безопасности.
Такое решение удобно, если вы хотите взять одно кресло на длительный срок и не менять его каждые два-три года: настройка по высоте подголовника и положению спинки позволяет адаптировать кресло под рост ребенка.
Для детей постарше (группы 2/3 и бустеры)
6. Maxi-Cosi Rodi Fix Air Protect
Maxi-Cosi Rodi Fix Air Protect — кресло группы 2/3 (15–36 кг), рассчитанное на детей возрастом от примерно 3 до 12 лет. Ребенок в нем пристегивается штатным ремнем автомобиля, а само кресло фиксируется к кузову с помощью Isofix.
Фирменная технология Airprotect в подголовнике снижает нагрузку на шею и голову при боковых столкновениях, а спинка регулируется по высоте и ширине, подстраиваясь под растущего пассажира. Это один из самых комфортных вариантов для долгих поездок.
Britax Römer Kidfix XP — также кресло группы 2/3 (15–36 кг). Модель крепится с помощью Isofix и штатным ремнём автомобиля, а фирменная накладка XP-Pad на ремне снижает и распределяет нагрузку на грудную клетку и шею при переднем ударе.
Глубокая спинка, развитая боковая защита и продуманная геометрия направляющих помогают правильно проложить штатный ремень безопасности и удержать вашего ребенка в безопасной зоне.
Chicco Quasar Plus — компактный бустер группы 2/3 (15–36 кг) для детей возрастом от 3 до 12 лет. Он приподнимает ребенка на нужную высоту, чтобы ремень безопасности проходил по плечу и тазу, а не по шее и животу.
У бустера удобные подлокотники, съемный чехол и направляющая для ремня; он занимает минимум места в салоне и подходит как временное решение, например, для поездок с бабушкой или в такси.
Siger Buster Fix — бустер группы 3 (22–36 кг), рассчитанный на детей возрастом примерно от 6 до 12 лет. Он устанавливается по ходу движения и фиксируется системой Isofix, а ребенок удерживается ремнями безопасности автомобиля.
Увеличенное посадочное место делает поездки комфортными даже в теплой одежде, а специальная направляющая лямка корректирует положение ремня и помогает избежать давления на шею.
По действующим правилам перевозки детей в России все дети до 12 лет должны использовать детские удерживающие системы или ремни безопасности в зависимости от возраста и места в салоне. Но юридический минимум — не предел: ориентируйтесь на рост, вес и реальные краш-тесты, а не только на цифру в паспорте ребенка.
CrazyMamas помогает родителям безопасно и комфортно организовать поездки: вы можете выбрать и взять в аренду сертифицированное детское автокресло нужной группы, протестировать его в своей машине и, при необходимости, заменить на другую модель без лишних расходов и забот о хранении. Когда ребенок подрастет и сможет ездить только с ремнем, кресло просто не будет занимать место у вас дома, а до этого момента будет надежно защищать вашего юного пассажира.
